Воскресная школаСтатьи для Воскресной школы

Размышления о том, почему Бог не сотворил Бога

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, зачем Бог вообще сотворил мир и создал похожих на Себя существ. Суммируя учение отцов Церкви, прп. Иоанн Дамаскин пишет о причине творения: «Итак, поскольку благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Самого Себя, но от чрезмерной благости пожелал сотворить существа, которые мог бы облагодетельствовать и соделать причастниками Своей благости, из ничего Он приводит в бытие и творит вселенную – невидимый и видимый мир, и человека, который из обеих стихий состоит: видимой и невидимой. Бог имеет намерение и творит, и мысль становится делом, исполняется Словом и завершается Духом». Значит, Бог создает подобных Себе не из Своего несовершенства, недостаточности, нехватки чего-то, а от избытка благости. 

Откуда у Него благость? Бог — это Три Лица одного естества, Троица. Свойства естества определяются Лицами. Если мы верим (знаем), что Бог благ, значит, таковы Его Лица — Они умеют и хотят всех любить. Способность любить других вытекает из способности любить Себя. И мы знаем, что все Три лица Бога безгранично любят друг друга. В этом — Его блаженство. Любовь есть свойство, направленное на благобытие других, поэтому Бог желает блаженства всем, кого Он творит.

Бог Отец вечно рождает Своего Единородного Сына и изводит единосущного Духа, и больше ни в ком не нуждается. Троица в Боге есть полнота Его бытия. Следовательно, наилучшим творением, способным обладать полнотой блаженства, должна быть еще одна Троица. Поэтому может возникнуть вопрос: почему Бог не сотворил еще одну Троицу, во всем подобную Себе? 

В Библии Бог говорит: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10). То есть такого не может быть. Но почему? 

Причина этого в том, что Бог, и только Бог имеет нетварное бытие. Он не может (у Бога «не может» и «не хочет» одно и то же) разделить Свое бытие с кем-то иным. «И не дам славы Моей иному» (Ис.42:8). Это онтологически невозможно, иначе Сам Бог перестал бы быть Таким Богом, а другого по качеству и количеству Бога быть не может, ибо Бог сказал про Себя: «Я Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6). Возможно, именно неизменчивость Бог считает одним из совершенств, поэтому и не изменяется. 

Итак, только Бог обладает вечным, неизменным, нетварным и всеблаженным неотъемлемым бытием. Поэтому Он и назвал Себя Моисею «Сущим» — «Тем, Кто есть». Все остальное, если и появится, будет по определению — не сущим. Для тварей Бог творит иное бытие — тварное, которое, по сравнению с Божественным, не обладает вышеупомянутыми характеристиками: оно не вечное, изменяющееся, не имеющее в себе блаженства и эфемерное. Оно не имеет никаких гарантий существования, кроме желания Бога.

Но почему бы тогда Богу не сотворить тварную троицу со всеми возможными достоинствами, кроме нетварности? — Пусть она будет тварна, но зато будет блага, всеблаженна, неизменна и вечна? 

Во-первых, Бог не может сделать кого-то другого богом, который бы априорно имел в себе источник жизни, лежащий в основе прочих качеств, ибо тогда и творить было бы незачем — такой бог бы уже существовал. 

Есть и другой ответ. Дело в том, что в Боге природу определяют Личности. Бог благ, неизменен и всеблажен, потому что таковы Его Лица. Они не могут измениться, например, деградировать или усовершенствоваться, или возгордиться собой, но являются всегда одинаково совершенными, высоконравственными и смиренными. 

Любая же тварная личность по причине сотворенности будет подвержена изменчивости вместе со своей природой: ибо сотворенность уже изменение. Поэтому какой бы нравственно и духовно прекрасной она изначально (по благодати) ни была, она может исказить, растерять эту красоту и славу через неправильный выбор, через искажение внутренних установок, потому что получит такую же, как у Бога, абсолютную свободу. И есть великая опасность творить такое существо, которое бы при всех своих божественных достоинствах отличалась от причинного Бога лишь своей тварностью. Такой бог, оценив свои достоинства в сравнении с причинным Богом найдет такое свое тварное, подчиненное положение неприличным для себя и, рано или поздно, взбунтуется против своего Творца. Раз изначально целостность в нем нарушена (все совершенства несовершенны), то такое творение обречено «пойти в разнос». Неудовлетворенность собой неизбежно вызовет сопротивление Творцу и через это лишит его необходимой благодатной поддержки. 

Подобное произошло с падшим Денницей. Ведь причиной его отпадения от Бога все святые считают гордыню: он, получив от Бога множество дарований, решил, что имеет право на автономное существование, пока не растерял всю первоначальную благодать и не стал злым духом. И возвратиться к Богу не хочет, потому что закоснел в своей гордыне. Причина его падения — искажение личностных установок, а не природный дефект. И такое может случиться с любым творением. Ева и Адам пошли по этому же пути.

Поэтому Бог, предвидя подобный исход творения, не стал творить во всем себе подобных богов, но сотворил образы, лишь отчасти имеющие в себе Его совершенства, которые сами творения, если захотят, могут восполнить через самоутверждение в добровольном послушании Творцу, добровольном смирении перед Ним и добровольной любви к Нему. Именно эти качества ведут к совершенствованию как тварных личностей, так и их природ. 

В конечном итоге любая тварная личность может стать максимально великим и прекрасным подобием Бога через полученную от Него благодать — нетварную энергию Творца. Именно к этому Бог и призвал всех разумных тварей — стать богами по благодати. А это, в свою очередь, ведет к блаженству, как написано в Катехизисе свт. Филарета: «Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал».

Троичность же как множественность реализована у Ангелов и людей во множестве личностей одной природы. Такая множественность гарантирует возможность духовно-нравственного совершенствования через укрепеление себя и друг друга в любви и других добродетелях.

Что же касается возможности для гипотетического тварного совершенного бога не растерять, а увеличить свое совершенство, то это нужно признать невозможным, так как нет достоинств, совершеннее достоинств Творца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.